Утопия (Москва), 2/1999

"НЕ БЕЙ МЕНЯ!"

Загадочное появление домры, или
О творчестве Светы Чапуриной

Подруга надула губки: "Не слушаю я больше эту твою Чапурину! Однообразная!" А раньше, услышав лишь первые куплеты на кассете 93 года, - это была песня "Розы алые" - она тут же попросила переписать кассету ей. Что ответить подруге? Во-первых, Чапурина не моя, а своя собственная, а во-вторых, такой, значит, у тебя, душенька, период жизни, что светины оторванные песенки кажутся тебе однообразными. Может, еще про Янку вспомнишь, мол, пела на одной ноте, нудила...

Сравнение с Янкой неслучайно. Лично на меня никто из русских поющий женщин - после Янки - не производил большего и - более очищающего впечатления, чем Светлана Чапурина. По глубине проникновения щипцами в душу, по притушенной (сигаретой об ладонь) внутренней боли, наконец, по такой слегка как бы отстраненной, неотмирной исполнительской культуре ей, пожалуй что, и нет равных. Заранее оговорюсь, что слышал я только записи Светы на кассетах (С. ЧАПУРИНА - "Кобыль", акустика, 1993 год; ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ - концерт в СПб 4.11.96; опять же ДОЧЬ МОНРО - "Хохот Моцарта", студийник 1998 года), но слушал эти кассеты многажды, и буду еще слушать, в отличие от моей подруги А.

От всех других рокеров Света отличается уже тем, что ее родной инструмент - не гитара, а домра (для несведущих: типа, большая балалайка такая, но звук, конечно, особый, не балалаечный). И образование музыкальное в придачу к этой домре имеется (музыкальная школа в Николаевске-на-Амуре, училище искусств в Хабаровске, консерватория в Свердловске). Сама она родом из Новодвинска (Архангелогородской губернии), с начала 90-х живет в Питере. Здесь же и начала писать песни.

Когда - как у Светы - сразу вся Россия за спиною, тогда, наверное, и песни должны быть самые-такие-нашенские, корневые? Песни корневые. Выдранные из души с корнем. Например, баллада про то, как Винни-Пух похоронил Пятачка, или про обосранного пингвиненка ("Чукотский панк"), ил про струп (это такая штука на пятке у деда-покойника)...

Силой убеждения (силой внушения) Светлана обладает такою, что после трех всего-то прослушиваний про Пятачка, ей удалось поколебать мое, с детства всосанное, почти что архетипическое представление о Винни-Пухе (у Светы Винни - блядина страшнейшая, полный выродок и враг человечества, через каждые три строчки хоронящий Пятачка, предварительно убивая его разномотивно и разнообразно (а иногда предварительно и не убивая, живьем то есть). Пример эстетики и стихосложительной манеры:

	Да за рекой за широкой за Каменкой
	Пятачок рос красивый да складненькой
	Рос на зависть Винни-Пуха-сучка
	И Винни-Пух похоронил Пятачка...
А потом еще три строчки - и снова похороны! Всего Винни-Пух хоронит Пятачка за одну песню ровно 8 раз. А сколько ж тогда за жизнь?

Стиль изложения у С. Чапуриной сказочный или, если хотите, былинный, но реалии далеко не ильи-муромцевские, реалии наши, вот и получается у сказительницы такое, что послушаешь и вздрогнешь:

	В стране геморроев, в стране гонококков
	Случилось такое, от чего мне так плохо...
Хочется даже крикнуть "Чур меня! Чур!" Но тут кричи - не кричи, а душу у венеролога не вылечишь. Струп, как и было сказано.

Сама Света образный ряд своих песен не комментирует. Да и глупо как-то спрашивать у поэта: "А что ты хотела сказать этой строчкой? А Винни-Пух и Пятачок - это аллегория Ельцина и Хасбулатова, Моцарта и Сальери или Каина и Авеля?" А что, представьте, идет Винни-Пух, а навстречу ему ослик Иа. И спрашивает его не всепрощенчески, как в советском мультике, а эдак с прищуром: "Пух, а Пух?! А где брат твой кабанчик?" Могло ведь быть? Могло...

В песне про муху Зою (гимн дружбе и сопереживанию) есть, между прочим, очень точное и емкое описание нищеты, подобного ранее не слышал я на в русском роке, ни в современной русской поэзии:

	Я завариваю чай коркой хлеба
	Ее грызла вчера кошка соседа...
Сама Света про акустический свой альбом 5-летней давности (с моей точки зрения - лучший, несмотря на всю мою любовь к панковскому "забою") предпочитает не вспоминать. Еще бы, есть же свежая запись. Крепкая. Скла-день-ко-я... В электричестве. 20 композиций уместить меньше чем в 45 минут - чувствуется увлечение короткими шедеврами Джелло Биафры (и не только в длительности звучания чувствуется). Богатые интонационные возможности светиного голоса + исполнительское мастерство, очевидные на акустической записи 93-го, уступили место скороговорке , выкрикиванию, выплевыванию, чуть ли не сплевыванию песен (ничего-ничего, харкает она тоже будь здоров!!). Электрические инструменты сделали музыку разнообразнее, но "фирменная фишка" - домра - уже не так слышна (Чапурина, правда, мечтает об... электрической домре - не домре со звучком, а именно об электродомре, как бывают электрогитары, но это мастер нужен настоящий, только он сможет сделать...). Да и в текстах - ч╦рта поменяла на крота, муху Зою на просто муху... Света, похоже, хочет быть проще. Может быть, так она понимает народность. Может быть, не очень верит в себя как в поэтессу и в певицу (говорит же, что мечтает об инструментальных пьесах, почти или совсем без слов). Не будем спорить с творцом. Будем прислушиваться к нему (к ней) и его, то есть - ее творениям. Прислушиваться есть к чему. И более чем.

...А еще Чапурина исполняет пахмутовскую "Нежность". Ту самую "Нежность", которую Пахмутова написала с Добронравовым и Гребенниковым и в которой Экзюпери еще жив и летит, и летит над морем... И это самое зверское и самое адекватное на свете исполнение этой великой, как оказалось, песни...

Влад ТУПИКИН